Андалузская каденция происходит из музыки фламенко, так называют аккордовую последовательность из четырех убывающих друг за другой ступеней i VII VI V, в ля-миноре (фригийский ряд E), это будет Am-G-F-E. Эти аккорды также известны как минорный нисходящий тетрахорд. Пример из русской поп-музыки: гитарные аккорды для песни Батарейка. В англоязычном же рок-н-ролле примеров использования андалузской каденции сотни, если не тысячи. Я приведу пару десятков примеров.
Вообще в теории музыки каденцией называется гармонический оборот, завершающий музыкальную фразу, и обычно каденция состоит из двух ступеней. Здесь же их четыре: за первой ступенью следует седьмая, далее шестая и все это разрешается пятой. В 1963 году второй альбом ливерпульской четверки With The Beatles подвергся анализу музыкальных критиков: в песне Not A Second Time были обнаружены эоловы каденции, на что Джон Леннон ответил, что это все ерунда и что он считает песню совершенно обычной. К слову, Cadence – название лейбла, на котором выходили The Everly Brothers, легендарный дуэт, который Джон с Полом считали лучше своего собственного, где Леннон был Доном, а Маккартни – Филом. У Битлз песней с андалузской каденцией считается I’ll Be Back с альбома Hard Day’s Night (1964), но в ней все гораздо сложнее.
Фолк и кантри
Hasta Siempre – знаменитая песня Карлоса Пуэбла про Команданте Че. У Боба Дилана фламенко-ряд присутствует в песнях One More Cup of Coffee, Subterranean Homesick Blues, All Along the Watchtower, и кажется, что с его 600+ песнями этот список неполный. У Криса Кристофферсона на дебютном альбоме 1970 года есть Casey’s Last Ride. Леонард Коэн на своих ранних альбомах играл на фламенко-гитаре и такие его песни как Avalanche или Famous Blue Raincoat весьма близки по мелодическим паттернам к испанской музыке, но когда ожидаемая привычная гармония разрешается другим аккордом, песня выполняет свое предназначение и запоминается.
Классика ритм-н-блюза
Minnie the Moocher Кэба Кэллоуэя про ленивого курильщика опиума, 16 Tons Теннесси Эрни Форда, воспевшая тяжкий труд шахтёров, и Hit The Road Jack Рэя Чарльза про основательный дамский “от-ворот-поворот” объединяет все тот же нисходящий гармонический ход.
Рок-н-ролл и рокабилли
Runaway (1961) великого Дэла Шеннона была составлена из двух песен и первая содержала в себе эту андалузскую последовательность. Даже Элвис исполнял на концертах свою версию Runaway. У этого мирового хита, продажи которого в день выхода составили некогда рекордные 80.000 экземпляров, есть еще песня-близнец Hats Off To Larry с теми же гармоническими решениями и солом на Музитроне Макса Крука.
Stray Cat Strut (1980). Для своей свинговой баллады, ставшей визитной карточкой Stray Cats Брайан Сетцер вполне мог заимствовать как ход из Pink Pedal Pushers Карла Перкинса, так и взять за основу современную Blank Generation (1977) Ричарда Хелла. Blue Spanish Sky Криса Айзека – расслабленная калифорнийская баллада о мексиканской возлюбленной.
Сёрф-рок
Guitar Tango The Shadows развивает традиционные испанские мелодии в серфе. Но рисковые парни The Ventures в плане новаторства гораздо круче: Walk Don’t Run – это не только интригующая мелодия, но и примечательная партия ударных. От их Pipeline веет первобытной тревогой. Misirlou Дика Дейла, сделавшая его пионером сёрф-рока, использует ближневосточные мотивы, автору далеко ходить не пришлось, ведь его отец был ливанцем.
Музыка 60х
Песни Happy Together и California Dreamin, ставших ассоциацией американских хипповых 1960х, Вонг Кар Вай использовал в своих фильмах. Пронзительная Nights in White Satin (1967), самая известная песня британской группы The Moody Blues открывала фильм Мрачные Тени Тима Бёртона.
Поп-рок 80-90х
Марк Нопфлер после изнуряющей работы в студии звукозаписи зашел в один бар, где играла группа, представившаяся публике как Sultans of Swing, и из этого получилась песня! Money for Nothin’ про нехитрую работу музыкантов, которые получают деньги ни за что, при том, что им за так достаются все девчонки. Smooth Criminal короля поп-музыки тоже отчасти использует известную гармонию. Для меня заглавная Innuendo с последнего альбома Queen всегда была важнее стадионной Show Must Go On и настоящей лебединой песней Фредди, кому были близки и подвластны как опера, так и театр.
От Roads, как и всего альбома Portishead 1994 года началась эра трип-хопа, впрочем, длившаяся лишь одно десятилетие. Однако от хрупкого голоса Бет Гиббонс, оформленного электроорганом, вибрато-гитарой Растин Мэна, оркестровками и холодным бристольским битом все еще мурашит до безнадеги уровня вельтшмерц.
А какие песни с андалузской каденцией знаете вы?