Продолжение рассказа о творческом пути Марка Болана и эволюции Tyrannosaurus Rex: поэтические успехи, сказочные песни, электрические рельсы.
Волшебник Любви (Warlock of Love)
1969 год ознаменовался выходом поэтического сборника в 63 страницы, названного “The Warlock of Love” (Волшебник Любви), предмета большой гордости Марка. Обложка книги представляла собой фотографию Марка в образе Волшебника в плаще с головы до пят и с посохом в руках. Позади него виднелись облака, звезды и луна. Стихи были той же категории иносказаний, как и песни Марка, выпущенные на альбомах Tyrannosaurus Rex. Он заявил, что написал эту полноценную вещь меньше, чем за две недели, и он приписывает ее своей предыдущей инкарнации кельтского барда.
Критики расценили эту работу как обычную претенциозность музыканта шестидесятых на принадлежность к литературе, также как и в случаях с Бобом Диланом, Донованом и Джимом Моррисоном. Вопреки критике, несколькими годами позже на волне популярности Марка книга была продана за раз более чем в 40,000 копий, что вознесло ее на вершину поэтического бестселлера в Британии. Сегодня подержанные копии этой вышедшей из печати книги стоят более $100.
В мае 1969 Tyrannosaurus Rex выпустили свой третий альбом. Марк решил уйти от длинных названий альбомов и назвал его коротко и ясно – “Unicorn” (Единорог). Тема Единорога была взята из композиции “She Was Born To Be My Unicorn“, а на развороте альбома располагался рисунок двух единорогов и тексты песен. Обложка представляла собой цветную фотографию Марка и Стива, а на заднике была черно-белая фотография дуэта, сидящего за кофейным столиком с уймой книг с мифологией и поэзией. Там также значилось посвящение трем друзьям Хиавата и короткий стих:
“A word came down from the starry gray, The word said smile and then vanished away”.
«Слово пришло из звездной трясины, сказало «улыбнись» – и исчезло из виду.»
Unicorn
Шестнадцать композиций на альбоме “Unicorn” были, конечно, того же сказочного толка, что и песни из предыдущих альбомов. Однако к этому времени Висконти и его команда вооружились гораздо большим арсеналом гораздо лучшей и более сложной аппаратуры благодаря гонорарам с первых двух альбомов. Они использовали новое оборудование чтобы добиться лучшего качества с технической точки зрения, чем то, что было предшествующих записях. Гитары Марка и перкуссии Стива были записаны на разные дорожки, чтобы после при сведении сделать песни богаче и профессиональней. Одна из песен называлась “Romany Soup” (Цыганский суп), основываясь на реальном супе, что Марк ел в Корнвелле, состояла из 22-х дорожек и потребовала 5 часов только на сведение – довольно долгое время в сравнение с ранними записями Рекса. И по прежнему – ни одной электрогитары.
Также в альбом была включена вторая часть детской сказки, прочитанной Джоном Пилом и римейк песни “Catblack”, которую Марк уже записывал несколькими годами раньше. В новой версии был ярче выражен ритмический рисунок и присутствовал другой текст, намного более подходящий сказочным темам альбома, нежели сам оригинал.
В альбоме все было тоньше закручено; Марк и Стив приложили силы, напридумывав различные трюки и ухищрения. Альбом чуть-чуть не дотянул до top-10 в Англии, остановившись на хорошей ступеньке 12. И имел самый больший успех из всех четырех альбомов Tyrannosaurs Rex.
“Unicorn” был первым альбомом, выпущенным в США, где он был быстро приравнен к Bargain Bins. Штаты не были готовы воспринять болановский стиль музыки – проблема, которая будет преследовать Марка всю его карьеру. Несмотря ни на что, на сегодняшний день “Unicorn” признан классикой и лучшим из альбомов, сделанных дуэтом Болан/Тук. Как нам известно, к сожалению, он был и последним альбомом Tyrannosaurus Rex в этом составе.
Tyrannosaurus Rex становится электрическим
Никто тогда не предполагал, что Tyrannosaurus Rex стоял на пороге основательных перемен, какие-то из них были хорошими, какие-то, на первый взгляд, казались весьма плохими. Один из первых намеков на перемену погоды случился однажды, когда группа собралась записать несколько вещей для четвертого альбома. Когда звукорежиссеры приготовились делать саундчек, то услышали совсем не то, что ожидали. Вместо переборов акустики их слуху предстали гудение труб и лязгающие звуки электрогитары. Этот ход не выбил Тони Висконти из колеи. Он записывал ранее электричество и сейчас был готов записать электрического Болана. В результате родился сингл и в июле 1969 Tyrannosaurus Rex впервые вышел в электричестве.
“King of The Rumbling Spires” был большим шагом для Марка. Но, подобно всем его синглам, он опять провалился, достигнув за неделю всего лишь 44-й строчки. Этот факт совершенно огорчил Марка, но однако он был воодушевлен тем, что вещь Mungo Jerry “In The Summertime”, звучавшая почти также, как и его собственная композиция, заняла в чартах первую позицию. Это убедило Марка, что и он может достичь подобных высот.
Для продвижения альбома “Unicorn” по ту строну Атлантики Tyrannosaurus Rex отправился в первый гастрольный тур по США. К несчастью, это сыграло большую отрицательную роль, как будто все попытки покорить Америку были обречены. То, что американцы не были знакомы с его музыкой, также сыграло определенную роль в этой неудаче, но главная причина была в том, что дуэт Bolan/Took уже трещал по швам.
Марк и Стив постепенно выросли как в музыкальном, так и в духовном плане. Стив устал быть для Болана просто напарником и начал писать свой материал, надеясь включить его в будущие альбомы. Болан, естественно, этого стремления не разделял. В конце концов, Tyrannosaurus Rex был его детищем, и он стремился полностью контролировать его музыку и направление. Кроме того, он полагал, что если дать Туку больше свободы, группа тотчас развалится.
По своим взглядам Стив был закоренелым хиппи и верил, что музыка является одним из видов революции. С другой стороны, у Марка было желание стать звездой рок-н-ролла, а вовсе не совершение революций. Ситуацию обострили ежедневные кислотные трипы Стива. Марк же, казавшийся весьма ненормальным при своем образе жизни и любовью к сказкам, как правило избегал наркотиков, редко позволяя себе большее, чем просто бокал вина. В результате, Марк и Стив проводили друг с другом мало времени, а больше с разными людьми, разделявшими их интересы и образ жизни. Во время тура по США Стив интенсивно налегал на кислоту. По словам Джун, Стив постепенно превращался в накаченный наркотиками овощ и начал выкидывать безумные штуки на концертах. На одном из концертов Стив снял с себя одежду и начал хлестать себя ремнем, да так, что потекла кровь. Такие выходки не благоприятствовали имиджу коллектива в Америке, и под конец тура к невероятному облегчению Марка Стив смотался с молоденькой американкой.
Потом весь год Марк призывал вернуться своего напарника как хорошего перкуссиониста и бэк-вокалиста. Но его уважение к нему было навсегда утрачено. На вопрос, заданный в интервью, что делает Стив после ухода из группы, Марк ответил: «Валяется где-нибудь в трущобах» и, вобщем-то, метафорически это было верно – именно так Стив и провел последние годы своей жизни.
Несмотря на то, что гастроли казались ужасными, это было яркое событие. Tyrannosaurus Rex открывал выступления групп, которые были весьма популярны в 60-х годах в Штатах – например, The Turtles. Эта была группа, возглавляемая дуэтом Howard Kaylan и Marc Volman (позднее они будут выступать под названием Flo and Eddie). Turtles выпускали хит за хитом, включая такие песни как “So Happy Together”, “You Showed Me”, “Eleanore”. У Марка завязалась крепкая дружба с этими парнями, которые так кстати окажутся рядом с ним в недалеком будущем.
Но тогда все вокруг не казалось столь многообещающим и в октябре 1969-го британские таблоиды распространили новость, что гастроли в США способствовали распаду Tyrannosaurus Rex. Они делали упор на то, что Стив Перегрин Тук ушел из группы и Марк Болан не сможет продолжать дело один.
Но у Марка не было намерений опускать руки. Он сразу же принялся искать замену. В Melody Maker было помещено объявление о поиске “a nice gentle guy to play bongos”, но оно не нашло особых откликов. Один из друзей представил Марка художнику и музыканту по имени Mickey Finn в ресторане Seeds, где он на тот момент работал, рисуя на стенах психоделические картины.
Мики уже играл в двух группах; одна из них называлась Mickey Finn and the Blue Men, с которой он выпустид пару синглов. В последнее время он играл на конго в Hapshash and the Coloured Coat. Но его первой любовью было искусство, которое и привело его в середине 60-х в Croyden College of Art. По причине того, что называется общественной позицией, он проучился там менее года, но уже мог зарабатывать себе на жизнь в качестве художника. Когда он повстречался с Марком Боланом, это как раз и было его занятием.
Mickey and Marc
Как перкуссионист и бэк-вокалист Мики не шел ни в какое сравнение со Стивом Туком. Но в силу своих позитивных взглядов, и, по мнению некоторых, из-за того, что Болан буквально влюбился в его мотоцикл, 650cc Triumph, он был принят. Кроме того, у них, было много общих интересов. Оба верили в НЛО, любили рок-н-ролл 50-х, и обнаружили, что могут джемовать вместе часами – то, что Марку редко удавалось в компании со Стивом, особенно под занавес.
Однако по возвращению в Лондон новый Tyrannosaurus Rex обнаружил трудности с устройством концертов. Основываясь на сводках прессы, многие клубы считали, что группа прекратила существование. Марку приходилось убеждать владельцев клубов, что группа существует и с уходом Стива ничего не потеряла. Кроме того, Марк приводил довод, что многие даже и не заметят изменений в составе, ибо Мики выглядел так же как и Стив, да и к тому же отпустил бороду.
К счастью, старинный друг Марка Джон Пил снова пришел на помощь. В ноябре Джон вместе с Марком и Мики появились на его BBC Radio Show “Top Gear”. Это было первое публичное появление Мики как участника Тиранозвара и дебют утяжеленных электричеством новых песен, написанных Марком. Неделю спустя публика узрела новый Tyrannosaurus Rex в пятидневном гастрольном туре, взявшем старт в Manchester Free Trade Hall.
Тем временем Джон Пил приступил к работе над серией живых записей, предназначенных для национального вещания BBC. Первая планировалась на новогодние дни 1970-го. Tyrannosaurus Rex не был включен в выступление, но Roger Chapman, вокалист группы Family, сошел с дистанции вместе с Flu, и попросил Tyrannosaurus Rex заменить их. Марк, прекрасно понимавший значение массового события, и страстно жаждущий оставить свой след в новом десятилетии, согласился. Так, 1 января 1970 на сцене Paris Theatre в Лондоне появился обновленный Tyrannosaurus Rex с программой из семи песен. Началось десятилетие раздоров и сопротивлений, и вместе с тем Марк Болан начал занимать свое место; не то что бы место лидера, но гораздо более определенное, чем ранее.
Далее была рутинная работа над тем материалом, который был предназначен для нового альбома. Большая часть уже была записана, но из-за той очевидной сумятицы, связанной с уходом Стива из группы, Марку пришлось выкинуть все дорожки, записанные Стивом и поместить на это место новый материал. Большинство наложений было сделано собственноручно Марком, так как это было гораздо проще, нежели заставлять Мики подстраиваться под ту или иную скорость в каждой песне. Кроме того, Мики был взят не исключительно из-за музыкальных способностей. Поэтому, четвертый альбом можно практически считать сольником Марка.
К выходу этого 4-го по счету альбома Tyrannosaurs Rex был приурочен очередной сингл – “By The Light of the Magical Moon”.
Марк в который раз возлагал на сингл большие надежды, но в очередной раз не преуспел. И пресса и поклонники осудили электризацию Tyrannosaurus Rex, полагая, что Болану следует вернуться к фолковым корням. Холодное принятие пластинки так взбесило Марка, что тот заявил, что никогда больше не выпустит ни единого сингла.
Marc Bolan & T-Rex – King Of The Rumbling Spires.mp3 (2 Mb)
Tyrannosaurus Rex – By The Light Of A Magical Moon.mp3 (2.6 Mb)
(Продолжение следует…)
читал об етом еще давно
Блог зацепил, скажу честно. Ваши статьи в нём даже, в какой-то мере, повлияли на восприятие мною некоторых вещей. Очень интересно. С приятным ожиданием готовлюсь к прочтению новых поступлений.
Очень познавательно.
забрала в цитатник, спасибо!