Стивен Спилберг снял Фабельманов (2022) о своих ранних годах и о своей семье. У прославленного 76-летнего режиссера получилось новое отличное кино о невероятной силе искусства и истинном призвании человека. Это фильм о взрослении, такого жанра сейчас практически не осталось. Саундтрек составлен из музыки Джона Уильямса, американских песен 60х, музыкальных тем из вестернов и классической музыки, которую любила и играла Лея, мама Спилберга.
Джон Уильямс – композитор, с которым Спилберг работает аж с 1972 года, ведь музыка – одна из составляющих его успеха в кино (неспроста первые юношеские фильмы Сэма Фабельмана идут под очень хорошую и подходящую музыку). Уильямс – автор саундтреков к таким фильмам как Челюсти, Близкие Контакты Третьего Рода, Инопланетянин, Парк Юрского Периода, Список Шиндлера и др.
Папа Берт – талантливый компьютерный инженер, мама Митци – человек искусства, пианистка, порой устраивающая всем “погружение в Баха”, несколько сходящая с ума от детей и семейной жизни, слишком эстетичная для быта. Был смешной момент, когда мама усадила перепуганных детей в машину и помчалась смотреть на торнадо, ведь “с мамой безопасно”.
Перед первым походом в кино папа прочёл сыну поп-научную лекцию о 24 кадрах в секунду, а мама обрисовала свое видение, для нее кино это сон наяву. Юный Сэмми напоминает малыша из “Шестого чувства”. Символично, что для него первое кинематографическое впечатление это поезд, правда, не обычное прибытие на станцию, а натуральное крушение. Настолько натуральное, что подаренная железная дорога стала объектом опасных экспериментов и началом увлечения важнейшим из искусств. (В моем детстве тоже была железная дорога производства ГДР, где скорость движения менялась реостатом, впечатления похожие.)
Американские родители на природе поют Калинку “в заду ягода калынка”, разговаривают по-русски, устраивают театральное представление. А Сэмми Фабельман на 8 мм с их одобрения снимает сначала семейное кино, потом игровое любительское, причем делает это талантливо и изобретательно. Большое искусство требует взамен душу, а малое искусство помогает справиться с жизненными проблемами и личными переживаниями.
Внезапно прибывший в гости колоритный полубезумный дядя Борис произносит внуку западающий в душу монолог “искусство не в том, чтобы положить голову в пасть тигру, а в том, чтобы ее тебе не откусили”. Из других запоминающихся эпизодов: набожная девочка Моника, фанатеющая за еврея Христа; а также впечатления Логана, одноклассника Сэма, получившего невиданный этический и эмоциональный урок, ошеломленного превосходным образом себя на большом экране, представшим эдаким уберменшем из хроники Лени Рифеншталь. И конечно, потрясающее камео Дэвида Линча в роли Джона Форда “а теперь вали нахрен из моего офиса!”
Так Стивен Спилберг в Фабельманах вспоминает свое детство-отрочество-юность, с облегчением признавая, что теперь ему нет необходимости писать мемуары. Фильм при этом не выглядит ни душещипательной ностальгией, ни предпенсионным прощанием, это прежде всего дань памяти его родителям – Лея и Арнольд умерли недавно в возрасте 97 и 103 лет соответственно. Спилберг отметил, что благодаря этому фильму он сблизился со своими сестрами как никогда ранее.
Слушать или скачать саундтрек к фильму Фабельманы (2022) (mp3, 157 Mb)
Нажмите для получения ссылки...
Песни и музыка из саундтрека
01 Ben Folds – Golden Slumbers
02 Victor Young – The Greatest Show on Earth
03 The Sons Of The Pioneers – By A Campfire On The Trail
04 George Gershwin – I Got Rhythm
05 Link Wray – Raw-Hide
06 Cyril Mockridge – Overland Stage (Man Who Shot Liberty Valance)
07 Little Richard – Tutti Frutti
08 Chubby Checker – Limbo Rock
09 Alfred Newman – Buffalo Stampede (How West Was Won)
10 Alfred Newman – This Is West (How West Was Won)
11 The Crystals – Da Doo Ron Ron
12 Jimmy Soul – If You Wanna Be Happy
13 Max Steiner – Ethan Returns (The Searchers)
14 The Chiffons – He’s So Fine
15 James Darren – Goodbye Cruel World
16 Burt Bacharach – Walk On By
17 Erik Satie – 3 Gymnopedies No 2
18 Scott Joplin – Elite Syncopations
Музыка Джона Уильямса (The Fabelmans Score)
01 The Fabelmans
02 Mitzi’s Dance
03 Sonatina in A Minor, Op. 88 No. 3 III. Allegro burlesco
04 Midnight Call
05 Reverie
06 Mother and Son
07 Sonatina in C Major, Op. 36 No. 3 Spiritoso
08 Reflections
09 Concerto in D Minor, BWV 974 II. Adagio
10 New House
11 The Letter
12 The Journey Begins (includes excerpt from Joseph Haydn Sonata No. 48 in C Major, HOB. XVI 35 I. Allegro con brio)
Fabelmans весьма порадовали, Спилбергу удалось как не погрузиться в старческую сентиментальность, так и не сотворить памятник себе великому. Все в меру скромно и с очень хорошим вкусом. Это кино человека, который все еще молод.