Продолжая избранные переводы из серии “100 лучших музыкантов всех времен по версии Rolling Stone… 37 место рейтинга занимает великий Рой Орбисон (Roy Orbison), кумир миллионов. Статью о Рое написала канадская кантри-певица Кэтрин Дон Ланг (K. D. Lang), спевшая дуэтом с Орбисоном песню Crying, получившую в 1989 году премию Грэмми за “лучший вокальный кантри-дуэт”. K.D.Lang также участвовала в замечательном концерте Роя и его друзей: Roy Orbison – Black And White Night (1988) (среди других его участников: Bruce Springsteen, Tom Waits, T Bone Burnett, James Burton, Elvis Costello и многие другие известные музыканты).
Далее прямая речь от K.D.Lang:
Рой Орбисон для меня – это спокойствие, красота и постоянство, словно деревья в лесу. Ему были присущи скромность, чуткость и доброта, весьма несвойственные его времени. Но он совсем не был женственным, несмотря на всю его мягкость. Он был из того рода людей, с кем ты можешь чувствовать себя совершенно защищенным, без разницы, находишься ты с ним рядом или просто слушаешь его записи. Он был совсем не как Элвис (либидо пылает и так далее) – Рой был тем, с кем можно было просто быть рядом – он нес успокоение и утешение.
Кэтрин Д. Лэнг и Рой Орбисон
Он вышел за рамки стереотипа “крутого парня из 50х”, и для юноши из Техаса (коим он собственно являлся) его музыка была своего рода “изящным искусством”. Он был космополитом в смысле доброты и романтики.
Рой Орбисон был оперным фолк-певцом. На него повлияла испанская опера в плане чувственности и структуры. Он любил петь в высоком диапазоне, фальцетом. Его голос был одновременно беззащитным и сильным. Он очень дорожил своим голосом и окружал его ореолом таинственности.
В 1987 году мы вместе с Роем записывали песню “Crying” для фильма Hiding Out. Мы завершали запись песни в Ванкувере, я там жила. Я пришла в студию и увидела Роя: было такое ощущение, будто я смотрю на огромную рекламу Мальборо Мэна на Сансет Бульваре – нечто легендарное и в то же время настоящее. Мы репетировали и пели с Роем в один микрофон. Когда мы дошли до момента, когда должны были петь вместе, мы оба склонились к микрофону и наши лица соприкоснулись. Его щека была мягкой, я ощутила его особенную энергетику. Не то что бы сексуальную, но совершенно ошеломляющую, некоторую степень родства. Я никогда этого не забуду. Я до сих пор слышу его голос. Высокий, с легким вибрато – именно оно делало его таким проникновенным. Тот самый голос.
Еще: Одно из последних интервью Роя Орбисона. И еще есть Программа Аэростат, посвященная Рою Орбисону. БГ все сказал совершенно верно и прекрасно.